Часть 3. Некоторые закономерности в износе автомобиля

Генератор автомобиля.

Современный генератор.

Современный генератор.

В части 2 своих рассуждений о закономерности износа автомобиля я описал поверхностные неполадки электрической части автомобиля, которые происходят в начальной стадии эксплуатации автомобиля. Чем дольше мы пользуемся автомобилем, тем глубже приходится познать его устройство. Вернемся к одному из важнейших узлов автомобиля это – генератор.

Генератор — это устройство в машине, преобразующее механическую энергию в электрическую. Генератор – от латинского generator, что значит производитель. Он является самым активно нагруженным компонентом электрики автомобиля. Очень важно поддерживать техническую часть этого узла в исправном состоянии.

Во время движения частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя. Добиваются такой скорости вращения за счет передаточного отношения клиноременной передачи( в 2 части я отмечал необходимость , иметь в запасе ремень генератора).

На современном автомобиле, в основном,  установлен генератор переменного тока и представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Генератор установлен на двигателе с правой стороны( почти на всех) и приводится во вращение клиновым ремнем или плоским, у которого на внутренней поверхности продольные выступы, повторяющие профиль шкива коленчатого вала и генератора. Крепится к двигателю через специальные втулки[10 рис2], что дает возможность вращения генератора вокруг оси крепления для регулировки натяжения ремня и фиксируется его положение гайкой на шпильке [10 рис1 ], которая находится в пазу планки ,прикрепленной к двигателю.

В собранном состоянии Рис1.

В собранном состоянии Рис1.


Деталировка Рис2.

Деталировка Рис2.

Генератор — автомобиль ваз 21071 — вывод «В» регулятора напряжения; 2 — регулятор напряжения; 3 — вывод «30» генератора; 4 — вывод «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов); 5 — конденсатор; 6 — задняя крышка генератора; 7 — передняя крышка генератора; 8 — статор; 9 — шкив; 10 — шпилька крепления генератора к натяжной планке Детали генератора — автомобиль ваз 21071 — шкив; 2 — шпонка сегментная; 3 — передняя крышка генератора; 4 — наружная шайба крепления подшипника; 5 — передний подшипник генератора ротора; 6 — ротор; 7 — болт стяжной; 8 — статор; 9 — задний подшипник генератора ротора; 10 — буферная втулка; 11 — задняя крышка генератора; 12 — изолирующие втулки; 13 — болт; 14 — регулятор напряжения; 15 — выпрямительный блок генератора; 16 — конденсатор; 17 — контактный болт; 18 — болт; 19 — болт; 20 — внутренняя шайба крепления подшипника; 21 — крыльчатка вентилятора

Такое крепление используется на автомобилях ВАЗ 2101-07 Для большей наглядности наших рассуждений я привел рисунки 1и2, на которые буду ссылаться.

Вот мы извлекли наш генератор и начинаем диагностику.

  1. 1.     Проводим осмотр внешнего вида генератора (естественно,  после его очистки). На задней и передней крышках[6,7 рис.1] не должно быть механических повреждений и трещин, при вращении шкива[9 рис 1] , крыльчатка[21 рис 2] вентилятора не должна касаться передней крышки[7 рис 1] . Это может происходить в следствие чрезмерного износа переднего подшипника[5 рис 2] ( вскрытие генератора покажет). Так же нужно проверить состояние резьбы на шпильке[10 рис 1] и отсутствие трещин на натяжной планке. Перед разборкой нужно проверить тестером работу выпрямительного блока генератора( подробно изучить технологию проверки можно на странице моего сайта). Если тестер установить на режим проверки сопротивления и щупами прикоснуться к выводу «30»[3 рис.1] и к корпусу генератора, а за тем поменять полярность щупов, то в одном случае стрелка отклоняется, в другом – нет. В таком случае , предварительно , можно сказать, что выпрямительный блок [15 рис 2.] в рабочем состоянии. Но это только предварительно. Если у Вас наблюдалось мерцание фар и всех приборов освещения при работающем двигателе, а так же пробой искры на плюсовой клемме аккумулятора,  это признак отказа одного из диодов блока.
  2. 2.

Приступаем к разборке и, попутно, осматриваем каждую деталь на внешний вид.

Первое, что снимаем, это регулятор напряжения , который крепится двумя болтами и обращаем особое внимание на контактную поверхность между задней крышкой и контактом регулятора напряжения ,где очень часто происходит окисление. На данном реле так же находятся щетки, которые передают напряжение с вращающихся контактных колец ротора, на износ которых так же обращаем внимание.

Отвинчиваем  4 гайки стяжных болтов

(7 рис. 2). Теперь можно отделить , постукиванием медным или деревянным молотком, переднюю крышку вместе с шкивом и ротором (6 рис.2).

При этом важно следить , что бы обмотка статора оставалась вместе с задней крышкой генератора ,так как выводы обмотки соединены с контактами выпрямительного блока. Ротор должен выйти вместе с задним подшипником.

Если подшипник остался в посадочном месте задней крышки , это признак износа заднего хвостовика ротора из-за выхода из строя подшипника. Хотя в практике подшипник чаще разбивает посадочную часть задней крышки.

Для следующего этапа разборки потребуются некоторые приспособления.

Шкив (9 рис. 1) удается , бывает, снять даже с помощью тисков и постукиванием молотка, без дополнительных приспособлений, а передний подшипник на валу ротора находится по скользящей посадке, по этому вал из подшипника, запрессованного в передней крышке, выходит легким постукиванием молотка по валу через медную прокладку.

А вот задний подшипник без съемника , у которого должны быть специальные захваты, практически, снять не возможно ( по этой причине многие автомобилисты и не берутся самостоятельно за эту работу). Советую приобрести такое приспособление и проблемы по полной разборке генератора не будет.

И еще хочу отметить, что прежде чем начинать разборку ,особенно в первый раз, любого узла , нужно ознакомиться , какие для этого требуются специальные инструменты, если их нет в наличие , можно вывести из строя те детали , которые до разборки были в полной исправности.

Для проверки выпрямительного блока необходимо отсоединить контакты обмотки статора от контактов блока, а так же отсоединить выпрямительный блок от задней крышки генератора , для этого нужно открутить гайку с вывода (3 рис. 1) .

  1. 3.     После полной разборки еще раз проверяем состояние каждой детали. Если генератор не давал заряд аккумулятору до разборки , можно предварительно , сразу проверить, тем же , тестером, описанным выше, обмотки статора и ротора , а так же выпрямительного блока.

Если замкнуть цепь щупами тестера  между контактными кольцами ротора , должна быть замкнутая цепь и стрелка отклоняется и в то же время при   замыкании каждого кольца , через тестер на корпус, цепи не должно быть. На статоре , каждый вывод ,замыкая через тестер, с другим , должен иметь цепь и стрелка отклоняется и так же не должно быть цепи с корпусом статора ни у одного из контактов.

На выпрямительном блоке проверяем каждый диод в отдельности с отсоединенными выводами от контактов. Они должны пропускать ток в одном направлении ( цепь между корпусом диода и выводом), причем у положительных в одном , а у отрицательных в другом направлении. Если все соответствует выше описанному на Вашем генераторе , обязательно нужно удалить с деталей остатки загрязнений и графитной пыли от износа щеток, желательно на сухую с последующей продувкой сжатым воздухом . Так как ток, протекающий при работе генератора гораздо выше чем при проверке тестером и возможны пробои между витками обмотки и контактами.

Мы рассмотрели простейшую диагностику, при которой, из практики , почти всегда удается определить неисправность генератора и определить , какие детали подлежат замене. Для более точной проверки рекомендую ознакомиться с книгами для автомобиля на сайте gaingak.ru. Для проверки электрической части можно скачать «Электрическое оборудование.»

свечи зажигания
Жду Ваших замечаний и пожеланий.

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.


4 комментария к теме: “Часть 3. Некоторые закономерности в износе автомобиля”

  1. nerdas:

    Предлагаю рассылки рекламы:

    — на форумы 20$ на 30000 форумов

    — регистрация в белых каталогах сайтов 10$ на 6000 каталогах

    — на доски бесплатных объявлений интернета 15$ на 20000 досок

    — ручная рассылка рекламы 0.2$ за регистрацию

    минимальный заказ 100 регистраций, сбор сайтов входит в стоимость.

    — рассылка в тематические сайты 60$ повторные рассылки 20$

    — сбор баз любых сайтов

    — изготовление сайтов

    E-mail: rast534@estemail.com.ua

  2. jervers:

    Предлагаю рассылки рекламы в сетях «в контакте» , «однокласники» , «мамба» , «лов планет»

    5$ на каждые 2000 в онлайне

    от 10000 4$ на каждые 2000 в онлайне

    E-mail: terv734@mail.ru

Нравится

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


5 − четыре =

форменная одежда
Яндекс.Метрика
эвакуатор киев
Локализовано: Русскоязычные шаблоны ВордПресс
Яндекс цитирования Белый каталог сайтов Кнехт автобазар, продажа авто в Украине GainGak-Бесплатные программы для ПК, мобильника, электронная библиотека,автомобили, развлечения. Новости авто тюнинга на carmods.ru
Читать в Яндекс.Подписках